чт, 06 окт.
14:29
Корсаков
+6 °С, облачно

Вокзальная – история улицы

15 сентября , 10:10УЛИЦЫ ГОРОДА
Фото:

Улица берет свое начало от здания Пограничного управления ФСБ России – Вокзальная, 1, расположенного на перекрестке улиц Краснофлотской, Октябрьской и Вокзальной.

А заканчивается жилым домом индивидуальной застройки весьма оригинальной и запоминающейся конструкции (ше­стиугольник) № 45а – в 100 метрах от проходной хлебо­комбината. Протяженность улицы, протянувшейся в свое-образном распадке между сопкой и береговой полосой моря, составляет 1 700 метров.

Как нетрудно догадаться, топонимика названия улицы связана с местонахожде­нием железнодорожного вокзала Корса­кова: Вокзальная, 21. Станция в Одомари (Корсакове) была открыта 1 июня 1908 года в составе железной дороги губер­наторства Карафуто. 1 апреля 1946-го включена в состав советских железных дорог. В середине пятидесятых прошлого столетия на месте, именуемом корсаков­цами «привокзальной площадью», было отстроено административное здание (на снимке). На смену ему пришло еще одно, сданное в эксплуатацию в 1972 году. В нем и сегодня расположены службы же­лезной дороги (диспетчерская и прочее).

По воспоминаниям старожилов, в по­слевоенное время в развилке, на неболь­шом пятачке, недалеко от места пересе­чения улиц Окружной и Вокзальной, на последней находился небольшой уютный японский вокзальчик, приветствовавший пассажиров, добирающихся из Тоехары (Южно-Сахалинска). Позже, из-за не­хватки в городе жилой площади, в нем поселили жителей города. Потом здание пошло под слом.

ЗДЕСЬ ЗАРОЖДАЛСЯ КОРСАКОВ: ХРОНИКА 1853 ГОДА

У жителей Вокзальной есть законный повод для гордости, связанный с эпохаль­ным историческим событием для нашего города. При въезде в Корсаков с левой стороны по ходу движения расположена АЗС (Вокзальная, 90). С правой – на берегу Анивского залива – находится небольшая бухта, где 20 сентября 1853 года бросил свой якорь военный корабль «Николай» под командованием Геннадия Невельского. Взору моряков открылся холмистый, покрытый лесом берег бу­дущих улиц Окружной и Вокзальной, на котором были разбросаны жилища айнов и японцев. Уже на следующий день Г. И. Невельской, Н. В. Буссе и Н. К. Бошняк на двух шлюпках отправились «на разведку» – отыскать место для высадки. И 22 сентября шлюпка и бар­кас с матросами подошли к берегу. Их встретили айны селения Кусюн-Котан. После приветствий и обмена подарками было достигнуто полное взаимопони­мание. В торжественной обстановке в небо взвился русский флаг. После по­вторной рекогносцировки было принято решение о строительстве военного поста Муравьевский, названного в честь ге­нерал-губернатора Восточной Сибири Н. Н. Муравьева, «на сопочке», откуда открывался обзорный вид на бухту и на поселение. В дальнейшем Муравьевский превратился в пост Корсаковский, а еще через несколько десятилетий японской оккупации в один из прекраснейших го­родов Сахалина – Корсаков. 2 октября 2003 года силами неравнодушных жи­телей города на этом месте был открыт памятный знак в честь основания поста Муравьевский.

УЛИЦА НАБЕРЕЖНАЯ НА КАРТЕ КОРСАКОВА

Рассказывая о судьбе Вокзальной, нельзя не рассказать еще об одной улице города, исчезнувшей с его лица более 60 лет назад, – Набережной. Многие ли представители молодого по­коления знают, что она существовала вплоть до 1958 года, пока органично не слилась с Вокзальной? И не просто су­ществовала, но и имела важное народ­но-хозяйственное значение для обеспе­чения жизнедеятельности Корсакова? В качестве доказательства: в 1949 году на Набережной находилось 126 строений, к этому следует добавить 44 литерных номера. Всего – 170 строений. Из них 53 – складские помещения для хранения различных грузов, в которых нуждался город. Что касается улицы Вокзальной, то на ней располагалось 38 жилых до­мов. В 1958 году, перед слиянием На­бережной с Вокзальной, на последней находилось 189 строений, из них – 63 литерных номера.

Нельзя сказать, что сведения о Набе­режной составляют какую-то «муници­пальную» тайну. Нет. Но так получилось, что в городском архиве документов, касающихся каким-либо образом ис­чезнувшей улицы, совсем немного. Да и те, что имеются в наличии, – отрывисты, хаотичны и не дают полную подробную картину. Итак, что у нас имеется?

Первое упоминание о Набережной, хранящееся в корсаковском архиве, можно найти в городской газете «По­беда» от 25 октября 1947 года. Именно в этот день в издании было опублико­вано Решение № 236 исполнительного комитета депутатов трудящихся «О границах избирательных участков для голосования». В нем, в частности, было прописано, что на Набережной в доме № 5, где находилась товарная контора, располагался центральный избиратель­ный участок № 16. Всего с улицей Набе­режной в данном Решении упоминается несколько избирательных участков.

Также в Решении № 236 мы находим и границы избирательных участков, расположенных по улице Вокзальной! Значит, уже в 1947 году эти две улицы мирно соседствовали на одной узкой полоске земли! Помимо них, в Решении упоминаются улицы Береговая, Завод­ская, Подсопочная. Но раз Вокзальная и Набережная в то далекое время были отмечены на карте города, то наверняка у жителей города возникают закономер­ные вопросы: где проходила Набереж­ная и какова ее дальнейшая судьба?

У руководителя городского архива Ре­наты Анатольевны Голошумовой – своя точка зрения:

— Можно предположить, что улицы На­бережная и Береговая шли от хлебоком­бината по побережью до пересечений с Подсопочной (пересечение Вокзальной и Окружной). Далее уже одна Набережная тянулась параллельно заливу, мимо юж­ного порта, вплоть до рыбокомбината. На улице было расположено много складов, жилых домов. Набережная и Вокзальная в мире и согласии просуществовали вме­сте до 1958 года, момента, когда вошли в список новой городской нумерации. Согласно этому списку, к примеру, На­бережная, 64 стала Вокзальной, 50, а из жилой трехэтажки, где расположился продовольственный магазин (Набереж­ная, 56) превратилась в Вокзальную, 42. Еще два жилых дома отошли к улице Сопочной. К этому времени (1958 год) Набережная исчерпала себя и плавно трансформировалась в Вокзальную, За­водскую, Сопочную. Предпочтение при слиянии было отдано улице Вокзальной. Таким образом, можно сказать, что боль­шая часть Набережной превратилась в Вокзальную, которая плавно «поглотила» отдельные из улиц города – здесь все прозрачно и есть на этот счет соответ­ствующие решения. Однако в городском архиве отсутствуют какие-либо доку­менты (решения, распоряжения), каса­ющиеся деления той же Набережной на улицы Октябрьскую и Портовую. Почему же тогда на Набережной не отмечен се­верный порта? Возможно, составители карты городских улиц того времени по ошибке «протянули» Набережную до рыбокомбината, а она, на самом деле, заканчивалась в районе северного пирса? В общем, вопросы остаются, и, как представляется, ответы на них мо­гут знать корсаковцы, интересующиеся историей родного города. Наша газета с удовольствием предоставит им печатное место.

Что касается появления на свет улицы Железнодорожной, то оно связано с Решением исполкома депутатов трудя­щихся от 7 сентября 1960 года, в ко­тором, в частности, отмечается, что на Вокзальной большинство жилых домов имеют литерные номера. В связи с этим исполком городского Совета депута­тов трудящихся решил части улицы Вок­зальной, начиная с домов 40а и 46а, по возрастанию, присвоить наименование «улица Железнодорожная».

ОБ ОБЪЕЗДНОЙ ДОРОГЕ

Долгое время на улицах Вокзальной и Южно-Сахалинской было грунтовое по­крытие, со всеми вытекающими послед­ствиями (грязь, пыль). И только в 1964 году городские власти приняли решение забетонировать 400 погонных метров Вокзальной от места, где заканчивается Южно-Сахалинская, до пересечения с Окружной. Сказано – сделано!

Как отмечено в акте приемки в экс­плуатацию проезжей части дороги по улице Вокзальной, «… строительство проезжей дороги начато 15 сентября 1964 года, закончено – 25 ноября того же года. Качество работ по обустрой­ству бетонного покрытия соответствует техническим условиям.». Завидная опе­ративность была у дорожных рабочих той далекой эпохи! После строительства и обустройства 400 погонных метров улицы, ширина проезжей части соста­вила 9 метров, съездов – 3, 5 м. Вопрос: если на проезжей части Вокзальной шло активное строительство (бетонирова­ние), то каким образом автотранспорт мог выехать за пределы города в на­правлении Южно-Сахалинска? Ответ очевиден: посредством объездной до­роги. В акте приемки, помимо прочего, отмечалось, что «…объездная дорога не может функционировать в зимний период из-за большого уклона, в ре­зультате чего движение автотранспорта фактически будет прекращено».

К сожалению, в городском архиве не сохранились документы, подтвержда­ющие конкретное место, где был объ­ездной участок. Сегодня с большой до­лей вероятности мы можем высказать предположение, что дорога пролегала через сопку, по улице Пролетарской, с выездом на Дзержинского и Котовского.

По материалам Корсаковского архива

при активном участии Ренаты Голошумовой

публикацию подготовил Юрий ФЕЛИЦЫН

(Окончание в следующем номере)