Свое начало улица («Первомайка», как порой ласково называют ее жители города) берет от морской береговой линии, где под № 1 были расположены центральные ремонтные мастерские (ЦРМ), принадлежавшие порту. В свое время здесь работали специалисты высшего класса, способные в кратчайший срок отремонтировать (изготовить) любую наисложнейшую деталь.
Недалеко от проходной порта в середине 90-х годов прошлого века появилось административное здание лесоэкспортной перевалочной базы производственного объединения «Сахалинлеспром». Спустя некоторое время, в здании расположился офис ООО «Берег Надежды», а также офисы других фирм.
В 50-е годы здесь находились двухэтажные японские здания. На второй этаж одного из них вела наружная лестница, под ней, на первом этаже, было окошко небольшого хлебного магазина. Вот магазин и получил название «под лестницей». И хотя, по воспоминаниям старожилов, неподалеку, на Второй Морской, был еще один хлебный магазин, люди предпочитали покупать хлеб именно в магазине «под лестницей». Здесь у хлеба был особый вкус и неповторимый запах. Также, можно предположить, что покупателей привлекал и сам процесс «стояния в очереди» с его душевными разговорами «за жизнь».
На месте здания бывшего управления базы океанического рыболовства на протяжении длительного времени находился район японских одноэтажных и двухэтажных домов, с выходящими наружу из оконных проемов трубами. Через дорогу, в районе микрорынка «Пять углов», находилось здание таможни (не путать с современным четырехэтажным зданием таможни!).
Примерно на том месте, где сегодня располагается здание таможенного поста «Корсаковский» (Первомайская, 2), вплоть до 90-х годов прошлого века был небольшой рынок. Трудно сказать, находился ли он именно на улице Первомайской или на пересечении улиц, отходящих веером вверх от «Пяти углов». Но корсаковцы старшего поколения отзываются о нем с теплотой. На рынке всегда можно было купить различную зелень, здесь находились небольшой магазинчик и пивной бар.
Справа от рынка до 70-х годов находилась база объединения «Зооветснаб». Позже она переехала на улицу Крутую. Рядом с «Зооветснабом» был расположен дом японской постройки, который просуществовал до 2000-х годов. В этом здании находилось управление домами офицерского состава (УДОС).
В одном из двух первых построенных на улице двухэтажных деревянных домах, сохранившихся до наших дней (Первомайская, 53), в 1959 году было открыто общежитие школы усовершенствования плавсостава. Оно действовало с 1959 года на протяжении длительного времени.
На Первомайской, в отличие от других улиц города, где в 50-е годы стало набирать обороты строительство многоэтажек, строились в основном одноэтажные каменные дома на двух хозяев. Как вспоминают старожилы, в эти дома от фабрики картонных ящиков (ФКЯ) провели водопровод с горячей водой. В 1959 году был сдан в эксплуатацию рубленый из бруса 8-квартирный двухэтажный дом (Первомайская, 33-а — напротив «стекляшки», где в свое время находилось кафе «Желтый бегемот».
К слову, в доме до настоящего времени проживают корсаковцы, потомки тех, кто когда-то поднимал и развивал наш родной город. Примерно в это же время на улице появились еще два рубленых двухэтажных дома, которые также до сих пор эксплуатируются.
В 60–80-е годы прошлого века фабрика начала строить для своих работников многоэтажные панельные дома. В 1961-м был сдан в эксплуатацию 28-квартирный четырехэтажный жилой дом (Первомайская, 63-а). После этого, в 1962 году, было построено двухэтажное здание детского сада на сто мест (Первомайская, 61) для детей работников ФКЯ. Сегодня в нем находится ритуальное агентство «Магнолия».
В августе 1963 года сдали в эксплуатацию еще одно двухэтажное здание детского сада на сто мест (Первомайская, 40-а), которое построили для ребятишек работников УРФТС (впоследствии — БОР). Как видим, забота о подрастающем поколении в то далекое время была не пустым звуком для руководителей предприятий города.
В 1959 году случилось знаменательное событие как для работников фабрики картонных ящиков, так и для жителей всего города. 27 апреля был утвержден акт приемки столовой № 4 «Корсаковторга» по улице Первомайской, обслуживающей, в основном, работников фабрики картонных ящиков. 5 апреля 1959 года в городской газете «Знамя коммунизма» была опубликована небольшая заметка об открытии столовой. В ней отмечалось, что администрация разработала такой распорядок дня, чтобы трудящиеся могли позавтракать, пообедать и поужинать. Здесь можно было раздеться, помыть руки, взять с собой обед домой за небольшую плату в специальных небольших судках для первых, вторых и третьих блюд. Фабричная столовая просуществовала вплоть до начала 2000-х годов.
До 1963 года городская музыкальная школа располагалась в небольшом одноэтажном здании японской постройки, расположенном в месте, где сейчас находится магазин «Силуэт». Затем ее перевели в одноэтажное здание, принадлежавшее ФКЯ, на углу улиц Комсомольской и Первомайской (Первомайская, 45). Здесь было уютно, чисто и тепло. В небольших классных комнатах проводились индивидуальные занятия с учениками. Имелся в музыкальной школе и большой зал, в котором внимание всех присутствующих привлекал черный рояль. Тут проходили занятия хора, руководителем которого долгое время была Галина Алексеевна Иванцова, добрую память о которой до сих пор хранят в своих сердцах многие корсаковцы.
Сразу за музыкальной школой находилось (и сейчас находится) небольшое здание (Первомайская, 47), одну половину которого занимала амбулатория ФКЯ, а вторую — благоустроенная квартира ее директора. «Изюминка» квартиры была в том, что выйти из нее можно было прямо на территорию фабрики, что, конечно же, было для директора весьма удобным.
Еще одной своеобразной «достопримечательностью» улицы являлся двухэтажный дом необычной для того времени постройки, средства на строительство которого выделила фабрика картонных ящиков. В этом доме проживало (как, впрочем, и сейчас проживает) многодетное семейство Якушиных. Дети, подрастая, приходили работать на фабрику. Своим трудом династия Якушиных внесла свой вклад в историю предприятия. Клуб фабрики картонных ящиков (впоследствии — фабрики гофрированной тары), расположенный на улице Первомайской, в районе дома № 63-а, в свое время успешно конкурировал с другими очагами культуры города — кинотеатрами, библиотеками, парком культуры и отдыха.
Около него находился красивый фонтан, единственный на тот момент в городе. Все праздники работники фабрики отмечали в своем клубе. На празднование Нового года обычно готовили красочное представление, танцевали, пели, веселились. В общем, рабочий класс как хорошо работал, так с размахом и отдыхал. В клубе был расположен избирательный участок, имелся свой кинотеатр, где показывали хорошие фильмы, в том числе и новинки. При клубе работали различные кружки и объединения. Помимо фонтана, за клубом находились городошная площадка и хоккейный корт. В основном, там играли мальчишки.
Также на Первомайской был построен спортивный зал ФКЯ, а непосредственно на ее территории, на втором этаже каменного здания японской постройки, силами комсомольцев фабрики, был оборудован еще один спортзал. Характерной чертой того времени был тот факт, что оба спортивных зала комсомольцы фабрики строили во внерабочее время. Футбольные и хоккейные команды ФКЯ не раз занимали призовые места на областных соревнованиях, выезжали на соревнования за пределы области. Особенно сильной была футбольная команда «Звезда». Слава о спортсменах фабрики гремела по всей области.
В нескольких десятках метрах от здания фабричной столовой находился водоем так называемого третьего подъема, построенный, как и фабрика, во времена владения южной частью Сахалина японцами. Вода из водоема самотеком шла на фабрику, где использовалась для различных хозяйственных нужд, в том числе и для охлаждения оборудования. Как вспоминают старожилы, в водоеме (его стенки и дно были сделаны из бетона) одно время проводились городские соревнования по плаванию. В нашей небольшой публикации мы лишь штрихами обозначили отдельные объекты улицы, рассказали об их истории.
Многие здания, дома, территории, примыкающие к улице Первомайской, в силу объективных причин остались за чертой нашего внимания. Но картина будет неполной, если хотя бы несколько слов не сказать о подростках, проживающих на Первомайской улице, а также на улицах и переулках, расположенных в районе фабрики, чьи родители были связаны с производством картонных ящиков. Их в городе называли «фабричными», а дети сами о себе с гордостью говорили: «Мы — фабричные!». Ребята были спаяны дружбой, они умели при случае постоять за себя. В городе больше не было детей, которых бы называли «портовские», или — «боровские», или — «хлебокомбинатовские». Связано это, очевидно, с тем, что жилые дома этих ведомств находились в разных частях города. Сегодня уже не спешат рано утром на смену работники фабрики гофрированной тары. Но такое понятие, как «фабричные», еще долго не будет нуждаться в каких-либо пояснениях.
Публикация подготовлена по материалам Корсаковского архива при участии Ренаты Голошумовой