7 мая 1959 года исполком Корсаковского городского Совета депутатов трудящихся принял историческое решение «…об организации в лесном массиве площадью 161 га, расположенном на центральной сопке в границе улиц: Дачная, Нагорная, Окружная, Сопочная, Вокзальная парковой зоны отдыха», разработке проекта планировки парка культуры и отдыха площадью 82 га, а также разработке перспективного плана развития строительства парка культуры и отдыха на 1959–1960 годы.
Уже через месяц, 11 июня 1959 года, на заседании исполкома Корсаковского городского Совета депутатов трудящихся слушается вопрос об утверждении проекта планировки городского парка культуры и отдыха и его строительства. Сразу же назначаются организации и предприятия, ответственные за строительство различных объектов культурного и торгового назначения, даются поручения по широкому привлечению трудящихся города, комсомольцев, учащихся школ города к выполнению массовых работ. Определен и срок открытия — 15 августа 1960 года.
На следующем заседании исполкома, 30 июля 1959 года, утверждаются проекты малых архитектурных форм для парка — летнего кинотеатра на 700 мест, танцевальной площадки на 2500 человек, ресторана «Лето» на 100 мест, читальни на 100 мест, эстрады-сцены, а также входной арки.
А далее практически на каждом из заседаний исполкома в той или иной степени поднимаются различные организационные вопросы и проблемы, связанные со строительством парка в Корсакове. Это говорит о том, какое важное значение придавалось в то время его созданию, и который должен был стать местом активного отдыха корсаковцев и его гостей.
Не отстает от освещения событий и городская газета «Знамя коммунизма» (предшественник «Восхода») — в ней систематически появляются публикации, посвященные ходу работ по сооружению ПКиО.
Первое упоминание о начале строительства парка появляется в газете 10 июля 1959 года. В небольшой по объему, но весьма эмоциональной публикации: «Будет городской парк культуры», корреспондент рассказывает об обычном, ничем не примечательном субботнем дне — 4 июля 1959 года. Тогда комсомольцы города с лопатами, топорами и граблями строем по Советской направились на субботник в сторону стадиона «Водник», к месту, где предполагалось разбить парк. Несмотря на нудный моросящий дождь, они трудились с желанием и задором. Все запланированные на этот день работы по формированию аллей будущего ПКиО были сделаны.
Завершая свой репортаж с места события, журналист торжественно сообщает читателям газеты о том, что «…начало строительства парка заложено!».
Что же намечалось сделать в парке, каким его представляли себе жители Корсакова в ту далекую пору? Вновь обращаемся к вышеназванной статье: «…парк будет пересечен главной аллеей, ее ширина — 10 метров и протянется она на 400 метров через всю площадь. Посреди ее будут разбиты цветники, клумбы, газоны. Здесь же планируется построить летний кинотеатр на 600 мест, зеленый театр на 3000 мест, танцевальную площадку, летний ресторан. Для маленьких посетителей откроется детский сектор с площадками, лестницами, качелями. Внизу, у речки, начнется строительство бассейна. Любители тихих игр могут провести время в читальном зале.
У многих комсомольцев возникла мысль назвать свой парк именем Ленинского комсомола…». Выходит, что именно 4 июля 1959 года можно считать началом строительства парка культуры и отдыха. Пожелание же комсомольцев осуществилось спустя несколько лет. В 1968 году парку было присвоено имя 50-летия Ленинского комсомола…».
Несмотря на отдельные шероховатости, в виде срывов в выполнении своих заданий некоторыми из ответственных лиц, строительство шло ударными темпами. В первую очередь, это можно было объяснить тем, что парк строили «методом народной стройки», когда каждое из предприятий, каждая организация города старались внести свой, пусть даже и небольшой, вклад в общее дело создания в городе замечательного рукотворного уголка природы для проведения досуга и отдыха.
Открываем «Знамя коммунизма» от 10 июля 1960 года, публикация «Наш парк». Читатель газеты того далекого времени мог убедиться, что спустя чуть более года после объявления начала строительства ПКиО, в рамках сдачи в эксплуатацию первой очереди, проделан большой, можно сказать, колоссальный объем работ. Автор статьи показывает «виновников» подобного положения дел. Перечислим некоторых их них. Танцевальная площадка являлась зоной ответственности коллектива управления рефрижераторно-транспортного флота и снабжения, за ограждение танцплощадки отвечали работники фабрики картонных ящиков, постройку и установку скамей – оптово-торговая база, строительство «детского сектора» легло на плечи коллектива судорембазы.
Отмечается в статье и вклад в работу коллектива нефтебазы, и курсантов школы комплавсостава, и шоферов Корсаковской АТК, моряков военно-морского дивизиона. Большую помощь в строительстве оказало корейское население города, которое целиком сделало Западную аллею. И, конечно, продолжалась практика проведения субботников, когда на работы в парке выходили до трехсот человек – домохозяйки, матери, подростки. Работали все добросовестно.
Впрочем, как и в любом деле, не обходилось без досадных накладок, выраженных, в частности, в недобросовестном отношении к полученному заданию со стороны отдельных руководителей предприятий и организаций города. В продолжение темы, автор в статье «Наш парк» отмечает, что «главным тормозом в строительстве ПКиО является отсутствие скамеек с бетонным основанием, которые должны быть сделаны коллективами КПП, горпромкомбинатом и мясомолпищекомбинатом. Также плохо заботятся работники конторы связи о радиофикации парка, хотя столбы уже поставлены коллективом горэлектросети и электрическая проводка сделана».
Как бы то ни было, дело спорится. И уже 22 июля 1960 года в газете «Знамя коммунизма» выходит статья «Накануне открытия». Автор публикации отмечает главное: в короткий срок проделана большая работа. Но не обошлось и без критических замечаний в адрес крупного производственного предприятия — УНР-264, руководители которого только «после неоднократных напоминаний приступили к строительству входной арки, а субботники из их коллектива посещали буквально единицы». Вследствие этого, по мнению автора статьи, открытие парка было задержано на целую неделю. Впрочем, был найден еще один виновник задержки — коллектив транспортно-складской конторы, затянувший строительство эстрады-раковины на танцевальной площадке.
Все эти досадные промахи и недочеты не могли повлиять на конечный результат. В августе 1960 года, как было и запланировано, в городе появился уголок природы, ставший любимым местом отдыха для нескольких поколений корсаковцев. Что касается танцплощадки на стадионе «Водник», было принято решение ее закрыть и открыть в городском парке.
Публикация подготовлена по материалам Корсаковского архива при участии Ренаты Голошумовой