сб, 20 апр.
05:27
Корсаков
+2 °С, облачно

История улицы Дачной в Корсакове: избирательные участки и мореходка

5 мая 2023, 01:04УЛИЦЫ ГОРОДАФото: городской архив Корсакова. Слева направо: общежитие и учебный корпус мореходной школы

Первое упоминание об улице Дачной в городском архиве есть в Решении исполкома Корсаковского городского Совета депутатов трудящихся об образовании избирательных участков по выборам в областной и городской Советы депутатов трудящихся от 25 октября 1947 года. Рассказываем о ней подробнее.

В Решении указывались дома (строения) с № 1 по № 5, жильцы которых должны были проголосовать в Центре, расположенном в конторе городских электрических сетей (переулок Банковский, 2). В других домах по улице Дачной, не вошедших в Решение, проживали на тот момент японцы. Будучи гражданами не нашей страны, они не имели права голосовать.

Дачный комфорт и уют

Возникает закономерный во­прос: почему улица называется Дачной? Очевидно, этот факт не в последнюю очередь связан с ее месторасположением, – на склоне сопки, несколько отда­ленном от основного массива построек города. В качестве вер­сии – экскурс в историю. Слово «дача» появилось в русском языке еще в начале XVIII века. Дачей на­зывали земли, подаренные царем Петром I своим приближенным для временных строений вблизи ново­построенного Петербурга. Цар­ские придворные жили в Москве. Ездить в Петербург часто было трудно и накладно, а царь тре­бовал постоянного присутствия в новой столице – не на постоялых же дворах останавливаться знати! Так и появились в российском обиходе «дачи» – земли данные царем.

Улица Дачная, если рассматри­вать настоящее время, начинается от многоквартирного дома, рас­положенного на Краснофлотской, 25/4. Заканчивается же недалеко от смотровой площадки.

На тихой улочке, утопающей летом в зелени деревьев, находя­щейся вдали от городской суеты, складывалось полное ощущение проживания на даче. Небольшие уютные двухквартирные дома для таких граждан в середине 50-х годов прошлого века возводили три строительные организации: СУ-408 – для стройтреста № 70 (очевидно, для военнослужащих), промтоварная база (будущая оп­тово-торговая база), УРТФС (в дальнейшем – БОР).

В домах № 17, 17а, 17б было паровое отопление, пробурена водяная скважина, ванная ком­ната, туалет. Располагались они вправо от бывшей мореходной школы. Два из них сохранились до наших дней. На Дачной жили в основном люди, имеющие вы­сокий социальный статус. Напри­мер, руководитель автокомбината Петр Бучнев, тогда еще молодой перспективный специалист. По воспоминаниям старожилов, с середины 50-х годов до 1961 года здесь проживал Александр Данилов, один из первых глав­ных архитекторов Корсакова, принимавший активное участие в застройке и формировании облика города. Именно по его проекту был возведен памятник воинам-освободителям в сквере на Советской. Если же говорить о первых послевоенных годах, то на Дачной большинство домов были японской постройки.

Что общего между улицами Дач­ной и Красноармейской, помимо того, что обе тянутся, поднимаясь к вершине, по сопкам, располо­женным в разных концах города? Ничего – ответит большинство горожан и… ошибется. Вплоть до 1958 года улица Красноармей­ская проходила через весь город, пересекая Корсаковскую, Совет­скую и Краснофлотскую, подни­малась на сопку, где смыкалась с улицей Дачной, составляя с ней единое целое. По Решению испол­кома Корсаковского городского Совета депутатов трудящихся от 9.10.1958 года № 475 «Об утверждении новой домовой ну­мерации города» жилой дом № 1 по улице Красноармейской превращается в жилой дом № 19, расположенный уже на Дачной. После утверждения новой нуме­рации на Дачной стало значиться 20 жилых домов, из которых че­тыре – литерных.

Если подниматься на улицу между котельной и торцом обще­жития порта, справа, над котель­ной, находился детский сад для детей военнослужащих. Рядом, за забором – воинская часть.

Рассказывая о Дачной, нельзя не упомянуть еще один объект японской постройки, игравший важную роль в послевоенной жизни города, – гостиницу. Она была расположена за современ­ным зданием поликлиники, на пригорке, и в своем первозданном виде просуществовала вплоть до середины 60-х годов. Все гости­ничное хозяйство принадлежало горкомхозу. При гостинице был ресторан, который находился в аренде Сахалинторга. В 1949 году в здании смонтировали паровое отопление.

В гостинице останавливались известные артисты. Они были до­нельзя довольны ее местом рас­положения. Не спеша можно было пройтись до Дома офицеров (300-400 метров вниз по склону сопки), и, не суетясь, подготовиться к сво­ему выступлению. Чем, к слову, была несказанно довольна Гелена Великанова, советская эстрадная певица, приезжавшая на гастроли в Корсаков, и у которой остались самые лучшие впечатления о на­шем приморском городке.

Мореходка

В начале 50-х годов прошлого века Сахалинское морское па­роходство планировало возве­сти межрейсовый дом отдыха для моряков транспортных судов. Строительство этого поистине помпезного здания, общей пло­щадью 1 820 метров, началось в 1952 году и завершилось в дека­бре 1956-го. Внутри находились комнаты с высокими потолками. В парадной части разместился эффектный ресторан в стиле ста­линского ампира. Торцы украшали овальные балконы, на входе были установлены колонны. Помимо этого, имелась собственная ко­тельная. Три года просуществовал в этом здании межрейсовый дом отдыха. Здесь после долгих рей­сов отдыхали моряки, жители го­рода ходили вечерами в ресторан.

Все изменилось в 1959 году, когда был подписан приказ о пе­реводе мореходной школы из Ни­колаевска-на-Амуре в Корсаков. Из приказа № 72 от 22.07.1959 г. начальника моршколы В. И. Юрова: «В связи с переездом мореходной школы из Никола­евска-на-Амуре в г. Корсаков на Сахалине, с 22 июля 1959 года именовать Николаевскую-на- Амуре мореходную школу Корса­ковской-на-Сахалине мореходной школой».

В морское училище поступали парни из разных уголков страны, были среди них и демобилизован­ные после службы в армии. Кроме того, что здесь можно было полу­чить профессию, многих курсан­тов влекла романтика странствий, путешествий, возможность побы­вать в других странах. У большин­ства поступающих отсутствовало среднее образование. Поэтому они параллельно обучению мор­ским специальностям получали и среднее образование.

Наряду с интенсивным учебным процессом шла и активная воспи­тательная работа. У многих хро­мала дисциплина, были проблемы с учебой. В письмах родителям регулярно сообщалось о пове­дении их детей. Преподаватели боролись за порядок.

Когда курсанты маршировали по Советской под звуки духового оркестра, а над ними развевались знамена, у горожан создавалось ощущение праздника. В 1965 году Решением исполкома Корсаков­ского городского Совета депу­татов трудящихся был утвержден акт государственной комиссии на ввод в эксплуатацию общежития мореходной школы на 440 уча­щихся (Дачная, 15).

В учебном заведении был спор­тивный зал, также курсанты зани­мались художественной самодея­тельностью, принимали участие в праздничных городских меропри­ятиях. В 1969 году в эксплуатацию была введена столовая.

Долгое время начальником мореходки был Виталий Виталье­вич Носков, почетный гражданин Корсакова. Он, к слову, огласил приказ Сахалинского морского пароходства о закрытии море­ходной школы. За время работы учреждения из его стен выпусти­лось около 12 000 специалистов. В основном выпускники шли ра­ботать в Сахалинское морское пароходство, были и такие, кто устраивался в Корсаковскую БОР.

К сожалению, в период пере­стройки мореходная школа при­шла в упадок. Тем не менее про­должала работать и в дальнейшем дала еще пять выпусков. В 1991-м в мореходке набрали всего две группы, численностью 50 человек. Поэтому в этом же году президиум Корсаковского городского Совета народных депутатов Сахалинской области принимает решение от 6 июня 1991 № 150 «О передаче в муниципальную собственность мореходной школы Сахалинского морского пароходства». При этом отмечалось, что «…в районе и городе сложилась критическая ситуация с материальной базой народного образования. По го­роду не хватает около двух тысяч ученических мест. Школы № 1, 2, 4, 6 работают с подсменкой. Последняя школа № 6 построена в 1971 году. Ни одна из школ го­рода капитально не ремонтиро­валась…». Мореходку планиро­валось использовать в качестве средней общеобразовательной школы, но данное предложение так и осталось только на бумаге.

После закрытия мореходной школы на ее базе работало ПТУ № 8. Училище готовило работни­ков по различным специальностям (швеи, повара, матросы-мотори­сты, слесари, радиомеханики). Как и у курсантов, у ребят из ПТУ-8 кипела насыщенная куль­турно-спортивная жизнь. К сожа­лению, и училище продержалось на плаву недолго. В 2016 году было принято решение о сносе здания бывшей мореходки.

В 1992 году Постановлением № 392 Корсаковской Христианской пресвитерианской церкви мис­сии для русских на улице Дачной выделяется место для проектиро­вания здания. Насколько сегодня известно, дальше этого Поста­новления дело не пошло…

Новые времена – новые веяния. Давно исчезли с лица улицы япон­ские домики. Подходит к концу век многих домов, построенных уже в советское время в 50-х годах. Кануло в Лету здание мореход­ной школы, проект которого в свое время оставался единственным (и неповторимым!) на бескрайних просторах Советского Союза. Но Дачная для тысяч ее бывших воспитанников и жителей города навсегда останется в памяти, как улица, откуда начинался путь в море, путь в профессию. Дачная – значит, мореходная. 

Публикация подготовлена по материалам Корсаковского архива при участии Ренаты Голошумовой