В Решении указывались дома (строения) с № 1 по № 5, жильцы которых должны были проголосовать в Центре, расположенном в конторе городских электрических сетей (переулок Банковский, 2). В других домах по улице Дачной, не вошедших в Решение, проживали на тот момент японцы. Будучи гражданами не нашей страны, они не имели права голосовать.
Возникает закономерный вопрос: почему улица называется Дачной? Очевидно, этот факт не в последнюю очередь связан с ее месторасположением, – на склоне сопки, несколько отдаленном от основного массива построек города. В качестве версии – экскурс в историю. Слово «дача» появилось в русском языке еще в начале XVIII века. Дачей называли земли, подаренные царем Петром I своим приближенным для временных строений вблизи новопостроенного Петербурга. Царские придворные жили в Москве. Ездить в Петербург часто было трудно и накладно, а царь требовал постоянного присутствия в новой столице – не на постоялых же дворах останавливаться знати! Так и появились в российском обиходе «дачи» – земли данные царем.
Улица Дачная, если рассматривать настоящее время, начинается от многоквартирного дома, расположенного на Краснофлотской, 25/4. Заканчивается же недалеко от смотровой площадки.
На тихой улочке, утопающей летом в зелени деревьев, находящейся вдали от городской суеты, складывалось полное ощущение проживания на даче. Небольшие уютные двухквартирные дома для таких граждан в середине 50-х годов прошлого века возводили три строительные организации: СУ-408 – для стройтреста № 70 (очевидно, для военнослужащих), промтоварная база (будущая оптово-торговая база), УРТФС (в дальнейшем – БОР).
В домах № 17, 17а, 17б было паровое отопление, пробурена водяная скважина, ванная комната, туалет. Располагались они вправо от бывшей мореходной школы. Два из них сохранились до наших дней. На Дачной жили в основном люди, имеющие высокий социальный статус. Например, руководитель автокомбината Петр Бучнев, тогда еще молодой перспективный специалист. По воспоминаниям старожилов, с середины 50-х годов до 1961 года здесь проживал Александр Данилов, один из первых главных архитекторов Корсакова, принимавший активное участие в застройке и формировании облика города. Именно по его проекту был возведен памятник воинам-освободителям в сквере на Советской. Если же говорить о первых послевоенных годах, то на Дачной большинство домов были японской постройки.
Что общего между улицами Дачной и Красноармейской, помимо того, что обе тянутся, поднимаясь к вершине, по сопкам, расположенным в разных концах города? Ничего – ответит большинство горожан и… ошибется. Вплоть до 1958 года улица Красноармейская проходила через весь город, пересекая Корсаковскую, Советскую и Краснофлотскую, поднималась на сопку, где смыкалась с улицей Дачной, составляя с ней единое целое. По Решению исполкома Корсаковского городского Совета депутатов трудящихся от 9.10.1958 года № 475 «Об утверждении новой домовой нумерации города» жилой дом № 1 по улице Красноармейской превращается в жилой дом № 19, расположенный уже на Дачной. После утверждения новой нумерации на Дачной стало значиться 20 жилых домов, из которых четыре – литерных.
Если подниматься на улицу между котельной и торцом общежития порта, справа, над котельной, находился детский сад для детей военнослужащих. Рядом, за забором – воинская часть.
Рассказывая о Дачной, нельзя не упомянуть еще один объект японской постройки, игравший важную роль в послевоенной жизни города, – гостиницу. Она была расположена за современным зданием поликлиники, на пригорке, и в своем первозданном виде просуществовала вплоть до середины 60-х годов. Все гостиничное хозяйство принадлежало горкомхозу. При гостинице был ресторан, который находился в аренде Сахалинторга. В 1949 году в здании смонтировали паровое отопление.
В гостинице останавливались известные артисты. Они были донельзя довольны ее местом расположения. Не спеша можно было пройтись до Дома офицеров (300-400 метров вниз по склону сопки), и, не суетясь, подготовиться к своему выступлению. Чем, к слову, была несказанно довольна Гелена Великанова, советская эстрадная певица, приезжавшая на гастроли в Корсаков, и у которой остались самые лучшие впечатления о нашем приморском городке.
В начале 50-х годов прошлого века Сахалинское морское пароходство планировало возвести межрейсовый дом отдыха для моряков транспортных судов. Строительство этого поистине помпезного здания, общей площадью 1 820 метров, началось в 1952 году и завершилось в декабре 1956-го. Внутри находились комнаты с высокими потолками. В парадной части разместился эффектный ресторан в стиле сталинского ампира. Торцы украшали овальные балконы, на входе были установлены колонны. Помимо этого, имелась собственная котельная. Три года просуществовал в этом здании межрейсовый дом отдыха. Здесь после долгих рейсов отдыхали моряки, жители города ходили вечерами в ресторан.
Все изменилось в 1959 году, когда был подписан приказ о переводе мореходной школы из Николаевска-на-Амуре в Корсаков. Из приказа № 72 от 22.07.1959 г. начальника моршколы В. И. Юрова: «В связи с переездом мореходной школы из Николаевска-на-Амуре в г. Корсаков на Сахалине, с 22 июля 1959 года именовать Николаевскую-на- Амуре мореходную школу Корсаковской-на-Сахалине мореходной школой».
В морское училище поступали парни из разных уголков страны, были среди них и демобилизованные после службы в армии. Кроме того, что здесь можно было получить профессию, многих курсантов влекла романтика странствий, путешествий, возможность побывать в других странах. У большинства поступающих отсутствовало среднее образование. Поэтому они параллельно обучению морским специальностям получали и среднее образование.
Наряду с интенсивным учебным процессом шла и активная воспитательная работа. У многих хромала дисциплина, были проблемы с учебой. В письмах родителям регулярно сообщалось о поведении их детей. Преподаватели боролись за порядок.
Когда курсанты маршировали по Советской под звуки духового оркестра, а над ними развевались знамена, у горожан создавалось ощущение праздника. В 1965 году Решением исполкома Корсаковского городского Совета депутатов трудящихся был утвержден акт государственной комиссии на ввод в эксплуатацию общежития мореходной школы на 440 учащихся (Дачная, 15).
В учебном заведении был спортивный зал, также курсанты занимались художественной самодеятельностью, принимали участие в праздничных городских мероприятиях. В 1969 году в эксплуатацию была введена столовая.
Долгое время начальником мореходки был Виталий Витальевич Носков, почетный гражданин Корсакова. Он, к слову, огласил приказ Сахалинского морского пароходства о закрытии мореходной школы. За время работы учреждения из его стен выпустилось около 12 000 специалистов. В основном выпускники шли работать в Сахалинское морское пароходство, были и такие, кто устраивался в Корсаковскую БОР.
К сожалению, в период перестройки мореходная школа пришла в упадок. Тем не менее продолжала работать и в дальнейшем дала еще пять выпусков. В 1991-м в мореходке набрали всего две группы, численностью 50 человек. Поэтому в этом же году президиум Корсаковского городского Совета народных депутатов Сахалинской области принимает решение от 6 июня 1991 № 150 «О передаче в муниципальную собственность мореходной школы Сахалинского морского пароходства». При этом отмечалось, что «…в районе и городе сложилась критическая ситуация с материальной базой народного образования. По городу не хватает около двух тысяч ученических мест. Школы № 1, 2, 4, 6 работают с подсменкой. Последняя школа № 6 построена в 1971 году. Ни одна из школ города капитально не ремонтировалась…». Мореходку планировалось использовать в качестве средней общеобразовательной школы, но данное предложение так и осталось только на бумаге.
После закрытия мореходной школы на ее базе работало ПТУ № 8. Училище готовило работников по различным специальностям (швеи, повара, матросы-мотористы, слесари, радиомеханики). Как и у курсантов, у ребят из ПТУ-8 кипела насыщенная культурно-спортивная жизнь. К сожалению, и училище продержалось на плаву недолго. В 2016 году было принято решение о сносе здания бывшей мореходки.
В 1992 году Постановлением № 392 Корсаковской Христианской пресвитерианской церкви миссии для русских на улице Дачной выделяется место для проектирования здания. Насколько сегодня известно, дальше этого Постановления дело не пошло…
Новые времена – новые веяния. Давно исчезли с лица улицы японские домики. Подходит к концу век многих домов, построенных уже в советское время в 50-х годах. Кануло в Лету здание мореходной школы, проект которого в свое время оставался единственным (и неповторимым!) на бескрайних просторах Советского Союза. Но Дачная для тысяч ее бывших воспитанников и жителей города навсегда останется в памяти, как улица, откуда начинался путь в море, путь в профессию. Дачная – значит, мореходная.
Публикация подготовлена по материалам Корсаковского архива при участии Ренаты Голошумовой