Достаточно сказать, что на нечетной стороне улицы было 169 строений, на четной – 142. В с равнении с настоящим временем, когда домов на Корсаковской порядка 40, – колоссальная разница. Это можно объяснить наличием многоэтажек с большим количеством квартир, построенных на улице в 70–80-е годы прошлого века.
Детская память сохранила отрывочные воспоминания о сносе японского здания, которое было расположено на месте многоквартирного дома (Советская, 34), одним своим торцом выходящим на Корсаковскую, а другим – на Советскую. С компанией мальчишек-сверстников я стоял на противоположной стороне Корсаковской (в районе кафе «Оазис») и наблюдал, как автокран с помощью закрепленного на стреле при помощи стального троса приспособления (чугунный шар-баба) бьет по стене бетонного здания. Последнее, не выдерживая такого мощного натиска, медленно разрушалось, оставляя з а с обой о блако п ыли. А н а месте, где сегодня расположена пятиэтажка (Корсаковская, 15), стоял большой японский двухэтажный дом с облицовкой из красивой плитки. Одна из стен, с укрепленным на ней самодельным баскетбольным кольцом, выходила на небольшую спортивную площадку.
В отличие от улиц Краснофлотской и Советской на Корсаковской практически отсутствуют учреждения и предприятия, в основном жилые дома. Хотя в 1949 году на карте улицы были обозначены контора Корсаковского лесхоза (Корсаковская, 42), госпиталь (Корсаковская, 104) и райисполком (Корсаковская, 106а), который, по словам старожилов Корсакова, находился в японском здании бывшей женской гимназии. В дальнейшем там располагалась школа № 4 до ее перевода в нынешнее здание, построенное рядом со старой школой и принятое в эксплуатацию государственной приемочной комиссией 10 января 1967 года. Необходимо отметить, что до упразднения в Корсакове районного исполнительного комитета (райисполкома) депутатов трудящихся в 1956 году, данное учреждение было хорошо известно в городе. Во всяком случае, само понятие «райисполком» было своеобразным ориентиром для горожан, обозначавшим не только Корсаковскую, но и другие улицы города. Даже в приемочном акте по вводу в эксплуатацию в 1953 году жилого поселка, состоящего из 10 сборно-щитовых двухквартирных домов, построенных работниками строительной организации УНР-204, а также 8-квартирного шлакоблочного дома по Корсаковской, так и было отмечено: «за райисполкомом».
В свое время было сдано в эксплуатацию и шлакоблочное двухэтажное общежитие на 160 человек (44 квартиры). В акте о приемке здания также была лаконичная запись: «за райисполкомом». Позже общежитие было преобразовано в отделения функциональной диагностики и детской больницы Корсаковской ЦРБ.
В течение нескольких лет, с 1965 по 1968 годы, в эксплуатацию были сданы три пятиэтажки (своеобразная живая лента!) по улице Корсаковской: № 19, 21, 2 3. В доме № 19 в полуподвальном помещении находился ЖЭК БОРа. Потом контору убрали, а нежилые помещения решением исполкома были переведены в квартиры. С торца же дома одно время был продовольственный магазин, потом – мастерская по ремонту компьютерной техники. А еще не так давно здесь размещался пульт вневедомственной охраны.
Напротив этих многоквартирников находятся двухэтажные блочные дома (Корсаковская, № 28, 30, 32), построенные в период с 1953 по 1958 годы. Совместно с еще одним двухэтажным жилым домом аналогичной серии, расположенном со стороны улицы Невельской, они образуют своеобразный уютный двор. Дом № 32, находящийся на углу улиц Невельской и Корсаковской, примечателен тем, что в нем всегда находился продовольственный магазин, который сегодня так и называется – «Угловой». Через дорогу от него с недавних пор для детей и подростков была построена спортивная площадка.
На противоположной, нечетной, стороне Корсаковской, на склоне сопки, разбросаны пять двух-, трехэтажных деревянных и блочных жилых домов, сданных в эксплуатацию в период с 1959 по 1961 годы. О дин из них, расположенный по Корсаковской, 23/1, в старые времена неоднократно становился участником ДТП. Это случалось, когда в зимнее время, спускаясь с улицы Невельской, водители автомобилей не «вписывались» в поворот и скатывались вниз, заканчивая свой маршрут, столкнувшись со стеной дома. Сейчас там установлен мощный отбойник.
На Корсаковской есть еще одна жилая лента четырех пятиэтажных хрущевок: № 27, 29, 31, 33, сданных в эксплуатацию с 1971 по 1979 гг. Все они, за исключением панельного дома № 33 — блочные. Отличительная особенность их состоит в том, что они расположены на террасе сопки шириной не более 70 метров. И говорить о наличии там дворовой территории не приходится. Но даже в таких стесненных условиях жильцы домов стараются украсить склоны сопки цветочными посадками.
Самый известный в советское время многоквартирный дом по Корсаковской — № 27. Свою популярность он получил благодаря выстроенным с двух торцов «стекляшкам». В одной из них работала химчистка, в другой располагалась аптека. В 90-е годы эти заведения приказали долго жить. Здание химчистки несколько раз пытались реанимировать. Одно время здесь был торговый центр, где продавали электронику, позже пытались наладить мебельное производство. Увы, попытка оказалась неудачной. С тех пор там царят тишина и покой. Во вторую «стекляшку» относительно недавно удалось вдохнуть вторую жизнь. Сегодня в ней известный городской предприниматель обустроил хостел (комфортабельное общежитие).
На улице Корсаковской имеется и свой, обособленный от других домов, своеобразный «жилой поселок», состоящий из семи блочных и брусчатых двухэтажек. Они последовательно сдавались в эксплуатацию, начиная с 1972 и заканчивая 1985 годами. Со временем дома и дворовые территории стали приходить в упадок. Все изменилось в последние годы, когда жители двухэтажек взяли свою судьбу в свои руки и в рамках различных программ начали благоустройство домов и дворовых территорий.
И, конечно, необходимо отметить, что сейчас Корсаковская, как, впрочем, и другие улицы города, претерпела серьезные изменения во внешнем виде. На многих многоэтажных домах появились красивые фасады из сайдинга, часть домов побелили. Дворы заасфальтировали, на них расположились спортивные площадки и игровые зоны.
Будет верхом несправедливости, рассказывая об улице Корсаковской, не посвятить несколько строк японскому бомбоубежищу, следы которого сегодня в буквальном смысле стерты с лица земли и ничто не напоминает о его существовании.
В свое время за «Океаном» можно было увидеть деревянную будку, скрывающую в ход в подземелье. П о д етским воспоминаниям, доступ туда был свободным, даже массивная металлическая дверь была без запора, чем мы, пацаны, и пользовались. Не один раз с фонариками, излучавшими тусклый свет, мы пробирались, затаив дыхание, по мрачным, угрюмо молчавшим, ходам бомбоубежища. В желобке, обустроенном с одной из сторон, постоянно журчал ручеек, по сторонам основного прохода можно было видеть небольшие ниши — комнатки, где, очевидно, японцы готовились пережидать будущие налеты советской авиации. К счастью, к таким кардинальным мерам нашим войскам прибегнуть не довелось. Бомбоубежище тянулось через улицы Корсаковская и Флотская. Второй вход в подземелье был во дворе магазина № 19. Несознательные граждане не придумали ничего лучшего, как в амбразуру массивного бетонного сооружения скидывать различные отходы — пустые ящики, обертки, бутылки и другое. Был и третий вход — на склоне сопки со стороны улицы Гвардейской. К нему мы, подростки, и пробирались. Дойдя до конца убежища и посмотрев сквозь прочную решетку на белый свет, мы шли в обратном направлении, выходя в итоге в том месте, откуда и начинали свой путь.
Публикация подготовлена по материалам Корсаковского архива при участии Ренаты Голошумовой
Читайте также:
История улицы Корсаковской в Корсакове: двойное название и вольная нумерация