чт, 26 дек.
23:23
Корсаков
-9 °С, облачно

История улицы Портовой в Корсакове: южные ворота Сахалина

7 мая 2023, 22:14УЛИЦЫ ГОРОДАФото: из книги Ю. Иванцова «Я — главный диспетчер»

Улица Портовая — транспортная артерия, играющая важную роль в хозяйственной жизни Корсакова — улице Портовой. Рассказываем ее историю.

Это как раз тот случай, когда пословица отражает действительность. Судите сами. Длина Портовой составляет чуть более километра. Начинается она в районе кругового движения на «Пяти углах». Но в 70–80-е годы прошлого века там кипела жизнь. Общежития, профилакторий, поликлиника, сеть торговых точек, а также уютное кафе, сервисы по авторемонту, пожарное депо и, конечно же, одно из главных предприятий города — Корсаковский морской торговой порт.

«Прародителем» улицы была пристань морского порта, построенного японцами с 1907 по 1912 годы. В 1928-м деревянный пирс был заменен на железобетонный мост. Во время правления японцев в Оотомари (Корсаков) также были построены здания морского вокзала, ж/д станции, проложена вдоль пирса односторонняя железнодорожная ветвь. В 1946 году, после перехода Южного Сахалина под юрисдикцию СССР, приказом Министерства морского флота СССР был создан Корсаковский морской торговый порт 1-го разряда, носивший гордое звание «Южные ворота Сахалина» на продолжении всего советского периода. Он-то и стал уже полноценным «родителем» улицы.

Решением исполнительного комитета городского Совета депутатов трудящихся 19 октября 1948 года был утвержден список наименований улиц Корсакова. Среди них была и Портовая. И хотя она — далеко не центральная, но в свое время стала значимой для всех горожан. Улица портовиков и рыбаков. По воспоминаниям корсаковцев старшего поколения, энергичная и производственная жизнь била ключом в этом районе города.

По утрам настоящей проблемой было пробиться в битком забитые людьми, спешившими на работу к восьми часам, автобусы — «четверку» или «тройку», которые на каждой из остановок буквально «выдавливали» из себя массу пассажиров. Днем же на Портовой беспрерывно  перевозили груз контейнеровозы, направляющиеся из порта в разные районы области. После разрушительного циклона «Филлис» в сторону торгового порта шли груженные овощами машины, — областной край оказывал помощь соседним дальневосточным регионам.

Улица Портовая до сих пор ассоциируется у людей, прежде всего, с причалами и терминалами бывшей БОР, а также важным транспортным узлом юга Сахалина — южным районом Корсаковского морского торгового порта.   Сегодня не менее важную роль играют  многочисленные учреждения, предприятия разных форм собственности, автосервисы, расположившиеся на Портовой, длина которой, напомню, — чуть больше 1000 метров! Перечислим только некоторые из них: ФГУП «Росморпорт», ФГБУ «Морспасслужба» (ранее — СахБасу), военкомат, морской вокзал и таможенный пост, морская шип-чандлерская служба «Манчжур» и автосервис, оздоровительный комплекс «Дельфин», спортивный клуб IRON, магазины. Но такой улица была не всегда — память старожилов сохранила другие картины.

В апреле 1946 года на свет появилось первое Постановление Совета министров СССР о переселении всех желающих на Дальний Восток, включая наш остров. Люди из центральных районов России поездами добирались до Владивостока, где пересаживались на пароходы, отходящие на Сахалин. Швартовка прибывающих в Корсаков судов происходила на южном пирсе. Взору людей с материка открывалась печальная картина: причудливые изгибы сопки, узенькая грунтовая улочка, ведущая к причалу, японские покосившееся фанзы с торчащими, как пулеметы, длинными печными трубами. Многих увиденное приводило в шоковое состояние — везде грязь, серость; все — чужое, инородное. Одним словом, край света. 

На двух, сделанных в 50-е годы фотографиях, улица ничем не напоминает себя сегодняшнюю. В центре снимка — огромная лужа, видны покосившиеся японские фанзы. На третьем фото, уже наших дней, вид Портовой разительно отличается от прежнего, послевоенного «оформления» в лучшую сторону. Тогдашним корсаковцам можно было только посочувствовать — грунтовые улицы после проливных дождей превращались в форменное болото. Можно предположить, что в послевоенные годы местным властям было не до асфальтирования — других дел и забот было через край. Тем не менее на 14-й сессии первого созыва Корсаковского городского Совета депутатов трудящихся от 30 мая 1948 года отмечалось, что в этом же году Портовая была отремонтирована — от Октябрьской до Рейдового переулка «улица выдержала большую нагрузку в связи с большим потоком грузов в Сахалинскую область через наш торговый порт». Также сохранился план мероприятий по благоустройству городского дорожного хозяйства на 1954 год. В нем, в частности, планировалось произвести строительство дороги с асфальтобетонным покрытием по ул. Портовой общей длиной 300 п/м (как можно предположить, — от окончания «кругового движения» и до проходной южного порта). Сегодня неизвестно, были ли претворены эти планы в жизнь, но сам факт, что городские власти, несмотря на многочисленные проблемы, принимали меры к приведению корсаковских улиц в порядок, вызывает уважение и понимание.

Примерно на том месте, где сегодня находится таможенный пост, в 50-е годы располагался небольшой компактный базарчик. В начале Портовой стояли одно-, двухэтажные японские домики, в одном из которых был салон фотографии. В памяти старожилов остался и художественный магазин напротив общежития порта, и кафе «Березка», пользующееся у корсаковцев популярностью. В нем можно было недорого вкусно позавтракать и пообедать в дневное время. В вечернее же — хорошо отдохнуть с друзьями, послушать музыку, потанцевать.

Особенность Портовой заключается в том, что она плавно, можно сказать, незаметно, переходит в улицу Свердлова. Доходишь до дома № 33, смотришь, а следующее двухэтажное здание — отделение переливания крови Корсаковской ЦРБ — уже находится на  Свердлова, 55! Так и идут улицы рядом по жизни.

В 1987 году часть улиц переименовали. Отдельные объекты недвижимости перешли с Портовой на Свердлова, и — наоборот.

А в 2003-м вышло постановление мэра города «Об упорядочении нумерации совместного хозяйства по Портовой улице Корсакова». В его рамках она включила в себя часть домов и объектов улицы Свердлова.

Публикация подготовлена по материалам Корсаковского архива при участии Ренаты Голошумовой

Читайте также:

История улицы Портовой в Корсакове: школа с паровым отоплением и «Новик»