Улица заканчивается жилым домом индивидуальной застройки весьма оригинальной и запоминающейся конструкции (шестиугольник) № 45а — в 100 метрах от проходной хлебокомбината. Протяженность улицы, протянувшейся в свое-образном распадке между сопкой и береговой полосой моря, составляет 1 700 метров.
Как нетрудно догадаться, топонимика названия улицы связана с местонахождением железнодорожного вокзала Корсакова: Вокзальная, 21. Станция в Одомари (Корсакове) была открыта 1 июня 1908 года в составе железной дороги губернаторства Карафуто. 1 апреля 1946-го включена в состав советских железных дорог. В середине пятидесятых прошлого столетия на месте, именуемом корсаковцами «привокзальной площадью», было отстроено административное здание (на снимке). На смену ему пришло еще одно, сданное в эксплуатацию в 1972 году. В нем и сегодня расположены службы железной дороги (диспетчерская и прочее).
По воспоминаниям старожилов, в послевоенное время в развилке, на небольшом пятачке, недалеко от места пересечения улиц Окружной и Вокзальной, на последней находился небольшой уютный японский вокзальчик, приветствовавший пассажиров, добирающихся из Тоехары (Южно-Сахалинска). Позже, из-за нехватки в городе жилой площади, в нем поселили жителей города. Потом здание пошло под слом.
У жителей Вокзальной есть законный повод для гордости, связанный с эпохальным историческим событием для нашего города. При въезде в Корсаков с левой стороны по ходу движения расположена АЗС (Вокзальная, 90). С правой — на берегу Анивского залива — находится небольшая бухта, где 20 сентября 1853 года бросил свой якорь военный корабль «Николай» под командованием Геннадия Невельского. Взору моряков открылся холмистый, покрытый лесом берег будущих улиц Окружной и Вокзальной, на котором были разбросаны жилища айнов и японцев. Уже на следующий день Г. И. Невельской, Н. В. Буссе и Н. К. Бошняк на двух шлюпках отправились «на разведку» — отыскать место для высадки. И 22 сентября шлюпка и баркас с матросами подошли к берегу.
Их встретили айны селения Кусюн-Котан. После приветствий и обмена подарками было достигнуто полное взаимопонимание. В торжественной обстановке в небо взвился русский флаг. После повторной рекогносцировки было принято решение о строительстве военного поста Муравьевский, названного в честь генерал-губернатора Восточной Сибири Н. Н. Муравьева, «на сопочке», откуда открывался обзорный вид на бухту и на поселение. В дальнейшем Муравьевский превратился в пост Корсаковский, а еще через несколько десятилетий японской оккупации в один из прекраснейших городов Сахалина — Корсаков. 2 октября 2003 года силами неравнодушных жителей города на этом месте был открыт памятный знак в честь основания поста Муравьевский.
Рассказывая о судьбе Вокзальной, нельзя не рассказать еще об одной улице города, исчезнувшей с его лица более 60 лет назад, — Набережной. Многие ли представители молодого поколения знают, что она существовала вплоть до 1958 года, пока органично не слилась с Вокзальной? И не просто существовала, но и имела важное народно-хозяйственное значение для обеспечения жизнедеятельности Корсакова? В качестве доказательства: в 1949 году на Набережной находилось 126 строений, к этому следует добавить 44 литерных номера. Всего — 170 строений. Из них 53 — складские помещения для хранения различных грузов, в которых нуждался город. Что касается улицы Вокзальной, то на ней располагалось 38 жилых домов. В 1958 году, перед слиянием Набережной с Вокзальной, на последней находилось 189 строений, из них — 63 литерных номера.
Нельзя сказать, что сведения о Набережной составляют какую-то «муниципальную» тайну. Нет. Но так получилось, что в городском архиве документов, касающихся каким-либо образом исчезнувшей улицы, совсем немного. Да и те, что имеются в наличии, — отрывисты, хаотичны и не дают полную подробную картину. Итак, что у нас имеется?
Первое упоминание о Набережной, хранящееся в корсаковском архиве, можно найти в городской газете «Победа» от 25 октября 1947 года. Именно в этот день в издании было опубликовано Решение № 236 исполнительного комитета депутатов трудящихся «О границах избирательных участков для голосования». В нем, в частности, было прописано, что на Набережной в доме № 5, где находилась товарная контора, располагался центральный избирательный участок № 16. Всего с улицей Набережной в данном Решении упоминается несколько избирательных участков.
Также в Решении № 236 мы находим и границы избирательных участков, расположенных по улице Вокзальной! Значит, уже в 1947 году эти две улицы мирно соседствовали на одной узкой полоске земли! Помимо них, в Решении упоминаются улицы Береговая, Заводская, Подсопочная. Но раз Вокзальная и Набережная в то далекое время были отмечены на карте города, то наверняка у жителей города возникают закономерные вопросы: где проходила Набережная и какова ее дальнейшая судьба?
У руководителя городского архива Ренаты Анатольевны Голошумовой — своя точка зрения:
— Можно предположить, что улицы Набережная и Береговая шли от хлебокомбината по побережью до пересечений с Подсопочной (пересечение Вокзальной и Окружной). Далее уже одна Набережная тянулась параллельно заливу, мимо южного порта, вплоть до рыбокомбината. На улице было расположено много складов, жилых домов. Набережная и Вокзальная в мире и согласии просуществовали вместе до 1958 года, момента, когда вошли в список новой городской нумерации. Согласно этому списку, к примеру, Набережная, 64 стала Вокзальной, 50, а из жилой трехэтажки, где расположился продовольственный магазин (Набережная, 56) превратилась в Вокзальную, 42. Еще два жилых дома отошли к улице Сопочной. К этому времени (1958 год) Набережная исчерпала себя и плавно трансформировалась в Вокзальную, Заводскую, Сопочную. Предпочтение при слиянии было отдано улице Вокзальной. Таким образом, можно сказать, что большая часть Набережной превратилась в Вокзальную, которая плавно «поглотила» отдельные из улиц города — здесь все прозрачно и есть на этот счет соответствующие решения. Однако в городском архиве отсутствуют какие-либо документы (решения, распоряжения), касающиеся деления той же Набережной на улицы Октябрьскую и Портовую. Почему же тогда на Набережной не отмечен северный порта? Возможно, составители карты городских улиц того времени по ошибке «протянули» Набережную до рыбокомбината, а она, на самом деле, заканчивалась в районе северного пирса? В общем, вопросы остаются, и, как представляется, ответы на них могут знать корсаковцы, интересующиеся историей родного города. Наша газета с удовольствием предоставит им печатное место.
Что касается появления на свет улицы Железнодорожной, то оно связано с Решением исполкома депутатов трудящихся от 7 сентября 1960 года, в котором, в частности, отмечается, что на Вокзальной большинство жилых домов имеют литерные номера. В связи с этим исполком городского Совета депутатов трудящихся решил части улицы Вокзальной, начиная с домов 40а и 46а, по возрастанию, присвоить наименование «улица Железнодорожная».
Долгое время на улицах Вокзальной и Южно-Сахалинской было грунтовое покрытие, со всеми вытекающими последствиями (грязь, пыль). И только в 1964 году городские власти приняли решение забетонировать 400 погонных метров Вокзальной от места, где заканчивается Южно-Сахалинская, до пересечения с Окружной. Сказано — сделано!
Как отмечено в акте приемки в эксплуатацию проезжей части дороги по улице Вокзальной, «… строительство проезжей дороги начато 15 сентября 1964 года, закончено — 25 ноября того же года. Качество работ по обустройству бетонного покрытия соответствует техническим условиям.». Завидная оперативность была у дорожных рабочих той далекой эпохи! После строительства и обустройства 400 погонных метров улицы, ширина проезжей части составила 9 метров, съездов — 3, 5 м. Вопрос: если на проезжей части Вокзальной шло активное строительство (бетонирование), то каким образом автотранспорт мог выехать за пределы города в направлении Южно-Сахалинска? Ответ очевиден: посредством объездной дороги. В акте приемки, помимо прочего, отмечалось, что «…объездная дорога не может функционировать в зимний период из-за большого уклона, в результате чего движение автотранспорта фактически будет прекращено».
К сожалению, в городском архиве не сохранились документы, подтверждающие конкретное место, где был объездной участок. Сегодня с большой долей вероятности мы можем высказать предположение, что дорога пролегала через сопку, по улице Пролетарской, с выездом на Дзержинского и Котовского.
Публикация подготовлена по материалам Корсаковского архива при участии Ренаты Голошумовой
Читайте также:
История улицы Вокзальной в Корсакове: тайфун «Филлис» и медвытрезвитель