«В тот год я работала во время школьных каникул почтальоном на участке, который как раз начинался от школы № 1 и заканчивался за хлебокомбинатом. В первый день стихии все почтальоны были уверены, что начальство разрешит им остаться дома. Но поступило распоряжение — работу продолжать. Приказ есть приказ.
Вокзальную частенько заливает во время сильного дождя, а что творилось там во время стихии — простыми словами не передать. И вот я, десятиклассница, побрела по колено в воде к «своим» домам. На улице ливень, под курткой — сумка с письмами и квитанциями на посылки и переводы. Как прошла район северного порта — сама удивляюсь. Хорошо, что не было машин. Добралась до домов № 40–44. Подхожу к одному из них, а там — вода до первого этажа стоит. Зашла в подъезд, нащупала ступеньку… Ура! От кафе «Дорожного» шла по центру дороги — по краю опасно было, можно в кювет угодить. Но тут, на мое счастье, ехал военный автомобиль. Пожалел меня водитель, подвез до поворота на Окружную. Несмотря на три «проливных» дня, почта доставлялась в срок. Вот такое боевое крещение было у меня на этой улице.
Навсегда остался в моей памяти и мощнейший удар стихии, обрушившийся 25 ноября 1988 года, когда на продолжительное время город был обесточен в течение нескольких недель. Я в то время работала поваром в кафе «Дорожное», рядом с железнодорожным вокзалом. Так как остановить работу предприятия общественного питания было нельзя, в наше кафе привезли полевую кухню из воинской части. Мы сами рубили дрова и готовили прямо на улице. Во всех домах не было электричества, поэтому количество посетителей увеличилось в разы. Кроме того, пассажиры, которые приезжали в город на автобусном маршруте № 115, водители автобусов и автомобилей, перевозящих грузы из порта, тоже останавливались у нас пообедать. Хорошо, что была зима — продукты прекрасно сохранялись. Люди стояли в очереди с баночками, чтобы купить еду. Электричество было только на территории морского торгового порта, у предприятия был автономный источник питания. Часть коллектива кафе перевели в столовую северного района. На подмогу направили курсантов мореходной школы, которые учились на судовых поваров. Вот так и пережили трудное время».
Жизнь улицы Вокзальной неразрывно связана с деятельностью северного порта. В своей книге «Я — главный диспетчер» Юрий Иванцов, поработавший большую часть своей жизни на предприятии, отмечает тот факт, что в условиях непогоды в порту всегда заливало причалы. Порожние большегрузные контейнеры, да и слегка загруженные плыли по воле волн не только по району, но и вдоль береговой полосы. Все, что имело плавучесть, прямиком попадало на Вокзальную, и порой контейнера обнаруживали на путях железнодорожного вокзала. Автомобилистам приходилось на скорости преодолевать незапланированную преграду, чтобы не заглохнуть.
Много хлопот приносили порту и прилегающим к нему территориям снегопады и метели. Особенно «зверствовали» зимы в 70-е годы прошлого столетия. Народ пробирался до работы в темноте узкими снежными коридорами, пробитыми самими же людьми. А однажды портовики от школы № 1 до переезда Северного района добирались просто ползком, по сугробам высотой превышающей штабеля леса на железнодорожных вагонах.
На Вокзальной в советские времена располагались многочисленные объекты народнохозяйственного назначения. В первую очередь необходимо сказать о железнодорожной станции Корсаков (Вокзальная, 21), работники которой обрабатывали десятки тысяч тонн грузов, имеющих важное значение для жизни города и всей островной области. Они и сейчас, пусть и в меньшем масштабе, продолжают нести свою трудовую вахту.
Северный пирс Корсаковского морского торгового порта (Вокзальная, 19а). Достаточно сказать, что порт принимает до 80% грузопотока региона и является одним из крупнейших операторов по перевалке всех видов сухих грузов, чтобы увидеть и понять весь впечатляющий масштаб работы морского торгового порта.
В 1970 году наша страна отмечала 100-летие со дня рождения В. И. Ленина. К этому событию портовики подготовили для города дар — красочное панно, протянувшееся вдоль территории северного порта, посвященное юбилею вождя революции. Хотя прошло уже много лет с момента его сооружения, оно и сегодня продолжает приковывать к себе внимание жителей и гостей города.
Корсаковская база нефтепродуктов (Вокзальная, 66) — крупнейший перевалочный пункт нефтепродуктов на Сахалине. Суда с нефтепродуктами подходят к берегу, далее по трубопроводам топливо перекачивается в резервуары. С 1999 года владельцем нефтебазы является объединение «Роснефть-Сахалинморнефтегаз». В конце 90-х — начале 2000 годов в связи с нахождением отдельных жилых домов в опасной производственной зоне, они пошли под слом.
Если вышеназванные объекты продолжают нести службу и сегодня, то, к примеру, такие предприятия, как «Реалбаза хлебопродуктов», многочисленные склады, протянувшиеся вдоль сопки и по береговой линии, а также другие предприятия и учреждения, расположенные на Вокзальной прекратили свое существование.
До нашего времени сохранилась научно-исследовательская лаборатория транспортного строительства (Вокзальная, 21), занимающаяся исследованием марок бетона, его плотности и прочности. Многие из корсаковцев даже не догадываются об ее существовании.
Автозаправочная станция АЗС № 14 — автовладельцам прекрасно знакомо это место. Современная «заправка», построенная на месте старой, сдана в эксплуатацию 7 сентября 2001 года. Рассчитана на 500 заправок в сутки.
Еще одно место, известность которого, правда, осталась в прошлом — кафе «Дорожное». Введено в эксплуатацию 22 октября 1965 года. Выстроено силами группы «Корсаковторга» с оценкой «хорошо». Прошло более 55 лет, но память продолжает хранить воспоминания о пассажирах, терпеливо дожидающихся в очереди «билетика с местом» на автобус № 115, о 20-минутном интервале между автобусами, о кафе, где можно было перекусить в ожидании своего рейса, выпить стакан сока, отдохнуть.
Медвытрезвитель находился на Вокзальной, 5. В постперестроечные времена система медвытрезвителей по стране «приказала долго жить» и они (наш — в том числе) были закрыты. В настоящее время в здании расположены управляющая организация «Сакура Плюс» и магазин «Сакура». На Вокзальной, 3 в прекрасном состоянии сохранился склад японской постройки, сделанный из красного кирпича.
В 50–60-е годы прошлого века на улице находилось 38 жилых домов. Сегодня многие из них исчезли с лица земли.
Необходимо отметить, что строительство трех шлакоблочных жилых домов на привокзальной площади начиналось на улице Набережной, позже трансформировавшейся в Вокзальную. В декабре 1952 года в основание многоквартирного жилого дома (сегодня Вокзальная, 42) был заложен первый камень. А уже вскоре в нем жители города отмечали новоселье. В 1957 году там же были выстроены еще две «сталинки» (Вокзальная, 40, 44). В доме по Вокзальной, 40 на крыше можно увидеть своеобразный куб. Раньше в нем располагалась диспетчерская служба железнодорожной станции. С вводом в эксплуатацию здания вокзала потребность в помещении отпала. Жильцы его приватизировали, и сегодня благополучно проживают в кубе-квартире. Еще одно место, которое останется в памяти у многих и многих корсаковцев — здание бывшего «железнодорожного» детского сада, рассчитанного на 50 мест. Построено оно было на улице Набережной и сдано в эксплуатацию 29 сентября 1958 года. Впоследствии, при изменении нумерации домов, дошкольное учреждение автоматически «переехало» на Вокзальную. Здесь оно и находилось долгое время, пока часть зданий не перевели на Железнодорожную. Сегодня в бывшем детсаде расположились коммунальные службы города.
Публикация подготовлена по материалам Корсаковского архива при участии Ренаты Голошумовой
Читайте также:
История улицы Вокзальной в Корсакове: уютная японская станция и объезд